Зазором подшипника качения именуют расстояние между кольцами подшипника (внешним и внутренним) и его телами качения, на которое происходит смещение колец, при незначительном усилии, в радиальном направлении или по оси подшипника. Зазоры называют по направлению свободного смещения колец – радиальным и осевым. Величина зазора сильно влияет на работу подшипника (срок эксплуатации, шум, температура), правильно подобранные допустимые зазоры в подшипниках качения – не менее важная характеристика, чем размер и тип подшипника.

Предназначение зазора

Зазоры в подшипниках качения необходимы для компенсации уменьшения размера между кольцами подшипника, и предотвращения его заклинивания:

  • при повышении температуры подшипникового узла в процессе работы;
  • во время монтажа подшипника на вал или в корпус;
  • при возможном смещении подшипника, относительно частей механизма.

В радиальных подшипниках рабочей характеристикой принято считать только радиальный зазор. В присутствии осевых нагрузок (упорно-радиальные), определяющей считается величина осевого зазора.

допустимые зазоры в подшипниках качения

Разновидности зазоров

В подшипниках качения существует три вида зазоров.

  • Теоретический (начальный). Зазор, существующий в подшипнике после его изготовления, до установки в посадочное место.
  • Посадочный. Зазор, возникающий при изменении размеров колец, в результате установки подшипника. Изменение размеров вызывают натяги, возникающие при монтаже, или неровности посадочных мест.
  • Рабочий. Создается в процессе нормальной работы механизма и стабильной температуре подшипникового узла. Величина рабочего зазора непостоянна, колеблется в зависимости от разницы температур колец и увеличивается с возрастанием прилагаемой нагрузки.

Что обозначает маркировка подшипников SKF — читайте в нашем обзоре


Маркировка зазоров

Для различных видов радиальных подшипников существуют определенные группы зазоров. Каждой группе характерны граничные величины, определяющие допустимые зазоры в подшипниках качения, обеспечивающие нормальную работу узла. Для определения группы, производятся замеры начального зазора специальными приборами, путем смещения колец под фиксированной нагрузкой. Наиболее распространены подшипники с зазором нормальной, 3 и 7 группы. Номер группы указывается в маркировке перед обозначением подшипника. Обозначение нормальной группы зазоров в маркировке не указывается.

Сотрудничество с компанией «УкрЗахидПостач» позволит приобрести, для вашего производства, подшипники ведущих мировых и отечественных производителей по вполне демократичным ценам. Качество продукции и обязательность выполнения договоров – наши главные приоритеты.