Подшипник представляет собой опору, которая поддерживает вал или ось с заданной жёсткостью. Задача подшипника состоит в том, чтобы принять нагрузку от подвижного вала и передать на другие части механизма, обеспечивая их перемещение в нужном направлении. В зависимости от трения делят на подшипники скольжения и качения.
К наиболее используемому типу относится подшипник качения. Он применяется в оборудовании всех отраслей. Состоит из сепаратора, внутреннего и внешнего кольца, шариков или роликов (тел вращения) и защитной крышки.

ремонт подшипников

Диагностика и признаки неисправности подшипника

Прежде, чем начать ремонт подшипников, необходимо провести диагностику на неисправность, выявить причину и определить степень повреждения детали и целесообразность ремонта.
Диагностика проводиться в определенной последовательности. Сначала снимается внутреннее кольцо с вала, далее деталь проверяется на шум и плавность вращения, а затем измеряется осевой и радиальный зазор для определения износа.

Признаки, которые говорят о неисправности подшипника:

  • Нагрев детали выше допустимой температуры. Причинами нагрева могут стать загрязнение, избыток смазки или повышенное трение между валом и фетровыми кольцами подшипника.
  • Сильный шум и стук. В этом случае стоит убедиться, зависят ли стук и шум от работы подшипника.
  • Подшипник изношен. Считается изношенным, если зазор между телом вращения и кольцом превышает следующие значения: для валов диаметром до 25 мм – 0,1 мм, для валов до 100 мм – 0,2 мм и 0, 3 мм для валов более 100 мм.

ремонт подшипников качения

Существуют повреждения, при которых ремонт будет нецелесообразен, в таком случае деталь заменяется на новую. К ним относятся:

  • забоины или вмятины внутреннем или внешнем кольце;
  • повышенный стук и шум, возникающий после промывки;
  • сколы на сепараторе, кольцах или на шариках (роликах);
  • посадочные поверхности детали испорчены;
  • на дорожках качения остаются отпечатки от тела качения;
  • глубокие поперечные царапины на дорожках качения колец.

Как отремонтировать подшипник

Определив характер повреждения можно приступать к ремонту.
Существует 2 варианта ремонта:

  1. Ремонт без разборки. Применяется, если тела качения находятся в хорошем состоянии. В него входит замена внешнего или внутреннего кольца, шлифовка дорожки качения или замена сепаратора.
  2. Ремонт с разборкой — производится, когда тела качения нуждаются в ремонте или замене.
    Ремонт подшипников качения и скольжения аналогичен: проверяется чистота внутренних поверхностей и каналов охлаждения, восстанавливаются уплотнения. Если посадка внутреннего кольца на вал ослаблена, то подшипник снимается, а шейка вала наплавляется и протачивается, или на неё с натягом насаживается втулка. Если будет обнаружено зажатие внешнего кольца в корпусе, то корпус выравнивается.

Имеющаяся ржавчина на шлифованном подшипнике удаляется мягким материалом оксидом хрома, разведённым в турбинном масле или пастой ГОИ. На нешлифованной поверхности ржавчину можно удалить смоченной в керосине наждачной бумагой. После чистки деталь промывается в бензине и насухо вытирается.

Подшипники качения производятся с небольшими зазорами между телами качения и кольцами, поэтому установка их на вал и в корпус требует соблюдения всех правил.

как отремонтировать подшипникДля определения соответствия зазоров и натягов нормам, замеряются посадочные места подшипника и посадочные места в корпусе и на валу. При этом, проверяется шероховатость и точность обработки посадочных мест корпуса и вала, перпендикулярность и высота заплечиков для упора колец. В зависимости от диаметра подшипника, размеры зазоров определяются по таблице.

Установка с натягом производится ударами или нагревом. В первом случае, усилие должно приходиться на кольцо, которое насаживается с натягом, или через распределяющую усилие на оба кольца шайбу. Удары производят по деревянному бруску или выколоткам из мягкого металла.

Для посадки на вал нагревом, деталь выдерживается в ванне с маслом при температуре 85 -100 градусов. В результате, диаметр изделия увеличивается на каждые 100 мм на 0,09 мм. Это превышает натяг и позволяет произвести установку без механического воздействия.Устанавливая изделие, необходимо следить, чтобы не было перекоса в корпусе и на валу. Обойма должна без зазора прилегать к заплечику вала по всей окружности. Зазор проверяется щупом, а посадочные места смазываются минеральным маслом.

Если требуется замена подшипника, покупку стоит осуществлять только у надёжных поставщиков. Тогда изделие может прослужить долгое время. Надёжным поставщиком на рынке качественных подшипников и ремней зарекомендовал себя «УкрЗахидПостач». Компания реализует только оригинальную продукцию от известных мировых брендов.