Радиальный зазор — это величина сдвига в радиальном направлении, внешнего и внутреннего колец подшипника друг относительно друга, без приложения усилия. Внутренний зазор играет важную роль в работе подшипника и определяет следующие характеристики подшипника:

  • Вибрация;
  • Шумность;
  • Нагревание;
  • Долговечность.

радиальный зазор

Работа подшипников в зависимости от размерных групп зазоров

Крайне важно подобрать правильный радиальный зазор подшипника. По своей важности этот параметр занимает 3 место при выборе нужного подшипника, после выявления его типа и размера. Определить подходящий размер промежуток важно для предотвращения контакта металлов между движущимися частями в подшипнике. Рассмотрим влияние размера зазора на работу подшипника.

Про допустимые зазоры в подшипниках качения узнайте из нашей статьи

Уменьшенный промежуток принимается в случае необходимости увеличения жесткости в радиальном и осевом направлениях. Во время эксплуатации таких подшипников ожидается повышенное нагревание наружного кольца, сравнительно внутреннего кольца.

Нормальный радиальный зазор подшипника дает сравнительно малые частоты вращения и нагрузки. Монтаж наружного кольца в корпус производится с промежутком, а внутреннего – на вал с натягом. Температура наружного кольца ниже на 5-10 градусов в сравнение с температурой внутреннего кольца.

При увеличенном зазоре внутреннее кольцо нагревается с повышенной силой, а работа подшипника происходит высокими динамическими нагрузками, для этого монтаж кольца производят с повышенным натягом. По различным причинам внутренние кольца, сравнительно наружных, имеют перекосы.

Какими бывают радиальные зазоры и на что они влияют?

  • Начальный – это изначальный зазор в подшипнике до производства его монтажа;
  • Посадочный – это зазор, который появляется после монтирования его на рабочее место. В последствии образовавшегося посадочного натяга, после уменьшения внутреннего диаметра внешнего кольца происходит увеличение внешнего диаметра внутреннего;
  • Рабочий – данный просвет появляется в подшипниковом узле непосредственно во время работы, при рабочей температуре.

Начальный просвет всегда больше посадочного по причине изменения размеров колец подшипника во время их монтажа с посадочным натягом, а рабочий – увеличивается или же уменьшается из-за влияния перепада температур, а под непосредственным действием приложенной нагрузки рабочий зазор подлежит расширению.

радиальный зазор подшипника

Радиальный зазор подшипника, равный нулю – не производятся, так как это приводит к большему натягу и нагреванию. В последствии это обеспечивает сильный износ, который может привести к заклиниванию и разрушению.

Размер зазора обратно пропорционально влияет на точность вращения подшипника: чем меньше просвет подшипника, тем выше его точность вращения. При этом его долговечность увеличивается, а нагрузка от вибрации уменьшается.

Замер радиального зазора подшипника

При эксплуатации подшипников радиальный зазор подлежит обязательному постоянному контролю. Замер радиального зазора подшипника производится двумя основными методами: традиционный (при помощи щупа) и бесконтактный (различными специальными приборами).

Про допустимые зазоры в подшипниках скольжения можно узнать из нашего обзора

При производстве контроля подшипников измерению подвергаются боковые и вертикальные радиальные просветы. Измерения должны производиться в строгом соответствии с действующим ГОСТом, по которому также определяют и класс, к которому относится зазор.

Всего выделяют следующие классы зазоров: уменьшенный (С1), меньше нормального (С2), нормальный (CN** или же не обозначаются), для электродвигателей (CM**), больше нормального (С3), больше С3 (С4), больше С4 (С5).

Автор статьи: УкрЗахидПостач

Читайте популярные статьи:

 

В любом технически сложном устройстве и в автомобиле подшипники являются одним из значимых элементов. Они выступают в качестве опоры, обеспечивают вращение вала рабочих элементов с заданным сопротивлением и гарантируют точную работоспособность узла. Поэтому долговечность всей конструкции зависит напрямую от их надежности и качества. Важность приобретения оригинала Производителей подшипников огромное количество, но компания AB SKF крупная машиностроительная шведская
Читать статью
Чтобы заставить вращаться ведомый вал, необходимо передать вращательный момент на него от ведущего вала, что осуществляется с помощью нескольких типов передач. На практике чаще всего встречается способ, при котором распространение механической энергии производится с использованием силы трения. Такая передача называется ременной. В ее состав входят шкивы (ведущий и ведомый) и приводной ремень. Данное механическое устройство
Читать статью
Подшипники скольжения являются опорными или направляющими частями механизмов, в которых движение деталей совершается относительно друг друга. Состоит из корпуса (металлического) и вкладыша-втулки, производимый из материалов с незначительным показателем трения. Смазка для подшипников скольжения заполняет углубление между ними. К достоинствам такого типа узлов относятся: вероятность выдерживать чрезмерные вибрационные и динамические нагрузки, функционировать при высоких температурах, невысокий
Читать статью