шарики для подшипников

Вопрос “как делают шарики для подшипников” обусловлен высокой степенью идентичности используемых в обойме подшипника тел качения. Также имеет значение и крайне малый разброс по геометрическим размерам и качеству поверхности.

как делают шарики для подшипников

Почему важны точность изготовления и качество поверхности

Шарикоподшипники могут эксплуатироваться на очень высоких скоростях – и любые отклонения формы и микронеровности поверхностей во время работы ведут как к ускоренному износу дорожки качения, так и к постоянной вибрации, что для узла в целом неприемлемо.


Как читается маркировка подшипников NSK читайте в нашем обзоре


Поэтому любые поверхностные неоднородности и суммарные отклонения от идеальной сферической формы у качественных шариков типично не должны превышать 0.1 микрона (напомним, что микрон или микрометр – это одна миллионная часть метра или одна тысячная доля от миллиметра).

Как изготавливают шарики для подшипников

Некрупные и наиболее ходовые (не более десятка-другого миллиметров в диаметре) шарики типично изготавливают “холодным” способом из стальной проволоки/прутка подходящего диаметра и состава:

  • из бухты смазанная проволока поступает в рубочно-прессовальную машину;
  • по мере поступления проволока разрубается на примерно одинаковые по длине цилиндры;
  • цилиндры обжимаются давлением в несколько десятков тонн между полусферическими выемками пуансона и матрицы.

Получающиеся заготовки имеют лишь грубое приближение к сфере по форме и больше напоминают планету Сатурн: на “полюсах” видны следы от рубки проволоки, на “экваторе” же наблюдается отчётливый “поясок” от сдавливания в прессе.

как изготавливают шарики для подшипников

“Мини-сатурны” поступают в обдирочную машину для грубой шлифовки, где прокатываются по профилированной канавке между двумя твёрдыми шероховатыми плитами, одна из которых вращается – за счёт чего происходит грубая обточка неровностей, а форма заготовок приближается к сферической. После промывки эти шарики поступают на термообработку:

  1. их разогревают до ~800°C;
  2. быстро закаляют в масле;
  3. отпускают при ~170°C.

За счёт этого они приобретают повышенную твёрдость и прочность, которых не было у проволоки. Потом они поступают в машину прецизионной шлифовки, концептуально похожую на машину грубой шлифовки, но имеющую кратно меньшие неровности рабочих поверхностей.

После нескольких стадий тонкой полировки шарики с уже “зеркальной” по качеству поверхностью промываются, сушатся и далее отбраковываются по качеству и фактическому отклонению формы от сферической. Готовые шарики фасуются либо сразу поступают на сборку подшипников крупных производителей, которые затем распространяют их по миру через сеть дилеров – к которым, например, принадлежит и компания УкрЗахидПостач, которая поставляет подшипники любых размеров и производителей.